Песочная терапия – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что человек может создавать целые фрагменты мира, Мы погружаем руки в песок и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму.
Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей. Он не понимает причин происходящего с ним и своеобразная песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире.
В песочном пространстве развивается фантазия и актуализируется творческое начало личности, выводятся на осознаваемый уровень подавляемые эмоции, гармонизируется психоэмоциональное состояние, проигрываются и проживаются актуальные конфликты, активизируется адаптационный потенциал.
Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Игра в песочнице, — это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его. А затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека.
Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком, — это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния. Маленький человек не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а окунувшись в песок, для него это становится возможным.
Песочная терапия позволяет:
- выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;
- открывает внутренние резервы для разрешения трудностей;
- даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.
Метод песочной терапии используется в работе с детьми от трех лет со следующими сложностями: - различные формы нарушений поведения;
- задержкой речевого развития;
- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками;
- психосоматические заболевания;повышенная тревожность, страхи;
- сложности, связанные с изменениями в семейной жизни (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальных ситуациях (детский сад, школа);
- неврозы.
В результате работы: - Улучшается сон;
- Улучшается мелкая моторика;
- Снижается количество истерик, капризов;
- Повышается самооценка;
- Снижается уровень агрессии и тревожности;
- Улучшается взаимопонимание с родителями;
- Снижается проявление невротических реакций;
- Разрешаются проблемы адаптации и др.