Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств, восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Метод сенсорной интеграции был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес Jean Ayres, 1923-1988 и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения. При возникновении нарушений обработки сенсорных сигналов появляются дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведенческих характеристиках ребенка.
Симптомы нарушения СИ:
- слабая организация поведения, отсутствие планирования;чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, волосы, вода);
- избегание занятий с пластилином, рисования пальцами;
- проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц;
- неправильный захват карандаша;
- сверхчувствительность к звукам, к свету;
- трудности в обучении письму и чтению;
- трудности с выслушиванием рекомендаций;
- проблемы с обучением езды на велосипеде;
- избегание катания на качелях, каруселях или чрезмерное увлечение этими играми;
- затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов;
- трудности в различении правой и левой сторон;
- слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса;
- слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики);
- двигательная неуклюжесть;
- трудности в концентрации, импульсивность;
- быстрая утомляемость;
- отказ от социальных контактов;
- задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении и др.
Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях. Эта методика доступна для занятий с детьми с самыми тяжёлыми и множественными отклонениями, для детей с тяжелейшими формами умственной неполноценности, для начальной коррекции детей после тяжёлых черепно-мозговых травм. Без этой методики невозможно представить себе занятия с детьми с ДЦП.
Комплекс упражнений создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого пациента. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия: - тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела);
- зрительное ( стимуляция зрения с помощью ярких предметов);
- обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями);
- вестибулярное (повороты, прыжки, раскачивание и др.);
- вкусовое (вкусовые раздражители);
- проприочувствительность (стимуляция глубокой телесной чувствительности).
Занятие в Центре длится 45 минут. Рекомендуемая частота - 2 раза в неделю.