Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств, восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Метод сенсорной интеграции был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес Jean Ayres, 1923-1988 и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения. При возникновении нарушений обработки сенсорных сигналов появляются дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведенческих характеристиках ребенка.

Симптомы нарушения СИ:
  • слабая организация поведения, отсутствие планирования;чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, волосы, вода);
  • избегание занятий с пластилином, рисования пальцами;
  • проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц;
  • неправильный захват карандаша;
  • сверхчувствительность к звукам, к свету;
  • трудности в обучении письму и чтению;
  • трудности с выслушиванием рекомендаций;
  • проблемы с обучением езды на велосипеде;
  • избегание катания на качелях, каруселях или чрезмерное увлечение этими играми;
  • затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов;
  • трудности в различении правой и левой сторон;
  • слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса;
  • слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики);
  • двигательная неуклюжесть;
  • трудности в концентрации, импульсивность;
  • быстрая утомляемость;
  • отказ от социальных контактов;
  • задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении и др.
    Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях. Эта методика доступна для занятий с детьми с самыми тяжёлыми и множественными отклонениями, для детей с тяжелейшими формами умственной неполноценности, для начальной коррекции детей после тяжёлых черепно-мозговых травм. Без этой методики невозможно представить себе занятия с детьми с ДЦП.

    Комплекс упражнений создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого пациента. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия:
  • тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела);
  • зрительное ( стимуляция зрения с помощью ярких предметов);
  • обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями);
  • вестибулярное (повороты, прыжки, раскачивание и др.);
  • вкусовое (вкусовые раздражители);
  • проприочувствительность (стимуляция глубокой телесной чувствительности).

    Занятие в Центре длится 45 минут. Рекомендуемая частота - 2 раза в неделю.
image alt